Позвонить +7 499 653-58-55
Написать a@charitea.ru
Зайти за чаем в Charitea
Москва, Гиляровского 65 стр 1
Ежедневно с 12:00 до 21:00
В Истории Чая много занятных персонажей. Полубоги, поэты и баловни судьбы. И есть среди них особо талантливые личности, изменившие ход всей истории.
Наш сегодняшний герой — Чжу Юань Чжан, как раз из таких. Он начал свой путь сиротой-попрошайкой и стал в итоге Императором всей Поднебесной 🐲
При этом Юань Чжан, будучи человеком далеким от всяких тонких материй, коренным образом повлиял на историю чая, разделив ее на До и После. Как же он это сделал?
Начнем с краткой биографии Юань Чжана, она у него очень кинематографичная.
Родился Юань Чжан в семье бедного крестьянина по имени Чжу в деревни Гуджун, что находится примерно в 200 километрах от Пекина. Детское имя у него было попроще — Чунба. Дед по линии отца был старателем, промывателем золота – это чуть повыше уровнем, чем уборка поля, но тоже та еще работенка. А дед по линии матери был шаманом.
Большую часть времени Чунба работает в поле с отцом. Перспектив особо нет, а тут еще захватившую страну монголы совсем озверели. Дерутся друг с другом за власть, угнетают китайцев всеми возможными способами, готовят акцию масштабного геноцида — хотят вырезать всех жителей, носителей самых популярных китайских имен. Это как убить всех Сидоровых, Петровых и Ивановых в России.
Примерно в такой обстановке маленький Чунба в 16 лет во время эпидемии теряет всю свою семью. Всех братьев, дедов, отца и мать. Остается один на один с жестоким миром. В поисках хоть какой-то защиты Чунба убегает в буддистский монастырь, где получает должность уборщика. Вынося горшки, он попутно учится писать базовые иероглифы, но уже через три месяца монастырь настигают скверные времена, и настоятели отправляют Чунбу обратно на улицу собирать подаяние.
И вот наш будущий император, в лохмотьях и с деревянной рыбой-колотушкой, скитается по покоренному Китаю, стучит и просит деньги на пропитание.
Так прошли долгих 3 года, возможно, самых значимых в биографии Чжу Юань Чжана. Они открыли ему картину жизни соотечественников и, как следствие, дали знание, как поднять людей на народное восстание.
В 1348-м году в возрасте 20 лет Чжу Юань Чжан возвращается в монастырь, где три года учится грамоте. Примерно в это же время в стране вспыхивает восстание “Красных Повязок”.
Восстание подогревалось сектой “Белого Лотоса”. Участники тайного общества ждали приход в мир Майтрейи, бодхисатвы, которая прогонит злых монголов, вернет Китаю независимость и устроит рай на земле. В 1352 году восставшие занимают город Ханчжоу, что совсем недалеко от родины Чунбы. И пока тот думает, примкнуть ли к восставшим, правительственные войска сжигают и грабят его родной монастырь. Вот тут-то и случилась точка невозврата.
Мы не будем описывать ход восстания — этому посвящены целые тома истории. Попробуем найти в этом котле нашего главного героя — а вот и он, ведет солдат в бой. Только это уже не маленький Чунба с рыбой-колотушкой, а Чжу Юань Чжан, храбрый и бесстрашный воин, тут он и выкристализировался. Юань Чжан быстро дослужился до начальника отряда, отличившись живым умом и несгибаемой волей. Вошел в доверие к одному из лидеров восстания и женился на его дочери, которая будет с ним до конца своих дней.
Дальше – все как по маслу. Тесть умирает и Юань Чжан принимает управлением войском. Завоевывает юг Китая, называет себя царем и укрепляется в городе Нанкин. Затем Юань Чжан одного за одним устраняет конкурентов за власть и лавры народного освободителя. Он доходит до столицы, свергает монголов и садится на трон, объявляя о создании новой династии Мин, которая будет у власти в Китае почти 300 лет.
Вот так, меньше чем за 20 лет, Юань Чжан совершил небывалый скачок по социальной лестнице, от сироты-попрошайки до императора.
Юань Чжан правил долго и основательно. Были в годы его правления и значимые победы и важные реформы, было и место для паранойи и необоснованной жестокости.
⠀Вся политика Юань Чжана была направлена на создание единого, сильного государства, где все на своих местах. Он освободил рабов, вернул китайцам идентичность после монгольского террора.
⠀
При Юань Чжане была проведена перепись населения, землю закрепили за крестьянами, была выстроена налоговая система. Попутно Юань Чжан еще 20 лет бил монголов, расширял границы и казнил провинившихся чиновников пачками — в общем, делал все, что подобает средневековому императору.
⠀
К концу жизни Юань Чжан оставил миру 26 сыновей, 16 дочерей и настоящую империю. Он стал для своего народа отцом, легендой. Пройдет больше 500 лет и о нем будут вспоминать как о прообразе Мао Цзэдуна. Была в нем одна черта, которая сильно роднит его с главным китайским революционером XX века.
⠀
Юань Чжан не любил интеллигенцию и знать, всех умников. Он всячески усложнял им жизнь, по мере возможности, стремясь сделать население более однородным. Так со временем Юань Чжан добрался и до вопроса чая.
Что представлял из себя чай тех времен?
Относительно недавно он был еще комковым – совсем не похожим на тот, что сейчас. Чай не обжаривался, а пропаривался, а затем его прессовали в блины. Заварить чай было целым событием. Блинчик нужно было разогреть над огнем, измельчить в пудру, затем просеять ее, и сварить в котле, внимательно следя за водой и пенкой. Этот процесс Лу Юй и описал в своем Чайном Каноне, он же стал прототипом варки чая на открытом огне.
⠀
К моменту реформ Юань Чжана Китай в основной своей массе уже пересел на рассыпной зеленый чай. Других видов чая тогда не было (Пуэр не в счет). Но комковой чай еще был в тренде у высших слоев общества. Только его теперь не варят, а взбивают пудру в специальной чаше. Именно этот вид приготовления чая Япония и переняла у Китая, донеся ее до наших дней.
В общем, посмотрел Юань Чжан на то, как богатеи взбивают чай в своих чайных домах, пьют его там со стихами и придыханиями, посмотрел, подумал, да и отменил комковой чай. Вообще. Сделал его вне закона. Пускай будет только рассыпной, с ним как-то попроще, нечего выпендриваться.
Ну запретил и запретил. Что тут такого. Но на деле один только этот указ изменил вектор развития чая в Китае и во всем мире соответственно.
Дело в том, что некоторые хозяйства были заняты производством только лишь комкового чая. Обслуживали верхний сегмент. После закона Юань Чжана они остались не у дел.
Одним из таких регионов были горы Уишань. Новая чайна политика поставила регион на грань вымирания. Он был полностью специализирован на производстве комкового чая, который стал теперь вне закона.
Местный климат и ботаника не позволяли производить рассыпной зеленый чай хорошего качества. Нужно было придумывать что-то новое, чтобы остаться на плаву.
Что сделали фермеры Уишани в этот тяжелый кризис? Придумали красный чай и улуны.